Родители сегодняшних школьников – это те девочки и мальчики, чьё детство и юность пришлись на годы перестройки. Они росли и постигали премудрости жизни во времена тотального дефицита, неразберихи, а зачастую и острой нехватки во всём – внимании родителей, игрушек, вкусняшек, возможности поступить в вуз по призванию. Какое там призвание, дай Бог найти хоть какую-то работу после окончания школы. И вот из этих детей, предоставленных самим себе, когда родители были заняты целиком и полностью зарабатыванием средств на то, чтобы выжить, выросло племя самостоятельных, упорных, пробивных, умелых, трудолюбивых. Они крепко держатся за жизнь, осваивают по необходимости множество профессий, уже в зрелом возрасте при первой возможности стараются продолжить обучение. Интернет для них не средство развлечения, а образовательная площадка. Они держат нос по ветру, мобильны и легко схватывают всё на лету. И они создают крепкие семьи, где рождение ребёнка в радость, а не в тягость.
Сегодня мы расскажем как раз о такой семье – Артёма и Юлии СТЕПАНОВЫХ. Надо сказать, что Артём Степанов – это тот самый мастер, резчик по дереву, чьи скульптуры и барельефы, резные скамьи и другие изделия стали украшением обновлённого парка в Подпорожье.
МАСТЕР И ЕГО МУЗА
Говорят, в раскрытии таланта художнику помогает муза. И это совсем не порхающая фея, которая всегда безмятежна и лучезарна. Чаще всего на роль музы выдвигается жена, создающая для мужа атмосферу, необходимую для генерирования творческой мысли. Музу Артёма Степанова зовут Юля. Спокойная, терпеливая, безропотно убирающая шлейф опилок, который так и тянется вслед за мужем, воспитывающая троих детей, ждущая его дома, когда он вернётся поздно вечером, а то и ночью из мастерской, поддерживающая и вдохновляющая все его замыслы. Она его любит. Он её тоже. На момент первой встречи обоим было по тринадцать лет. Так что вместе они уже четверть века, из них семнадцать лет состоят в законном браке. Она приезжала к нему на присягу, когда он служил в Пскове. Он на крыльях летел после демобилизации домой, чтобы успеть на её день рождения.
Юля говорит, что о таком муже, как Артём, можно только мечтать! Хотя и не отрицает, что характер у него сложный.
– Он упрямый человек, но замечательный муж и отец! У нас своя трёхкомнатная квартира, которую мы взяли в ипотеку, когда родился второй ребёнок. Пригодился материнский капитал, а остальное заработали. Тёма тогда работал водителем на вывозке леса. Это, можно сказать, ненормированный рабочий день. Мы жили на съёмном жилье. Он сразу после смены шёл на нашу новую квартиру и делал ремонт. Даже домой было некогда зайти, спал в ванне между рейсами. Как же тяжело ему было! Там всё полностью сделано его руками: и плитка выложена, и стены выровнены, в общем, всё. Никого не нанимали. Да и сейчас с работой свободного времени у него, к сожалению, нет. Он и сам из-за этого огорчается. Кроме официальной работы на предприятии, Артём выполняет заказы по резьбе. Но я понимаю, что ему это нужно, он живёт этим. Поэтому мы с ребятами ждём. Может, к Новому году, когда большой заказ выполнит, то будет посвободней и больше времени сможет проводить с нами.
Артёма в свою очередь поражает терпение жены.
– Другая бы уже давно скандал закатила или как-то бы выразила своё недовольство: комнату под свои деревяшки забрал, опилки эти постоянные, домой только в обед порой забегаю. А Юля ходит следом, веничком стружку сметает. Удивляюсь её спокойствию!
ВСЕГО ЛИШЬ ДЕТСКИЕ ЗАБАВЫ
Тёма рос вполне обычным мальчишкой. Любил играть во дворе «в войнушку», вооружившись до зубов самолично сделанными из дерева мечами, пистолетами, автоматами. О магазинных игрушках особо не страдал. Их вполне заменяли выстроганные ножичком кораблики лодочки, самолётики. Занятых родителей зачастую замещала любящая и заботливая бабушка. Увлечения были, друзья были, дом, где тебя всегда ждут, был... Что ещё нужно семилетнему человеку для счастья?!
Когда сын пошёл учиться, мама решила, что дополнительное образование не помешает, и отвела его в художественную школу. Не сказать, что с жаром, но всё-таки с интересом Артём постигал азы живописи, графики, композиции, всего, что предлагали юным дарованиям преподаватели художки.
Под конец обучения, когда пришло время подводить итоги, директор ДХШ Владимир Иосифович Нестреляй, который вёл курс декоративно-прикладного искусства, завёл речь о подготовке дипломной работы. Из всех вариантов, отработанных на занятиях, Артёму Степанову не нравилось ничего: ни лепка, ни витражи. Тогда Владимир Иосифович предложил: «Не хочешь резьбу по дереву попробовать? Инструмент я тебе свой дам». Парнишка растерялся – не было у них такого предмета. Хотя почему бы и не попытаться? Это всё же лучше, чем аппликации клеить. Да и лодочки из дерева строгал когда-то. Можно сказать, не впервой с деревом дело иметь, помнят руки его тёплую упругость.
Однако тут задачка была посложнее. На объёмную скульптуру не замахнулся, а взялся изготовить резной барельеф. Любопытнейшая техника, надо сказать, когда на плоскости из-под резца мастера начинает выступать объёмное изображение. Прежде, чем лезвием к дереву прикоснуться, надо сюжет продумать, на бумаге прорисовать, макет из пластилина или глины вылепить. Когда же переходишь непосредственно к резьбе, нужна точная координация руки и глаза, художественное чутьё и материала, и инструмента.
Затянуло Артёма. Теперь он ходил на занятия не три раза в неделю, а каждый день. В итоге дипломная работа получила высший балл. Забегая вперёд, скажем, что именно здесь, в детской художественной школе много лет спустя состоялась первая персональная выставка творческих работ художника, мастера резьбы по дереву Артёма Степанова.
После окончания школы детское увлечение потихоньку стало забываться. Жизнь покатилась по привычному для многих сценарию: профтехучилище, потом армия, потом женитьба и работа. Начинал трудовую деятельность Артём Олегович в ООО «Мется Форест Подпорожье», где занимался вывозкой леса. Дорос до начальника транспортного участка, параллельно получил высшее образование в университете имени А. С. Пушкина.
ЛОЖКУ ЗАБЫЛ
Если ты подпорожец, то с полной уверенностью можно говорить, что увлечён либо рыбалкой, либо охотой, либо сбором грибов-ягод, а, может, и всем вместе. Этот волшебный край рек, озёр и лесов щедро одаривает любого и каждого своими сокровищами. Запахи леса, плеск волны, разреженный, пробивающийся сквозь макушку мощных деревьев солнечный свет лечат и тело, и душу.
Поскольку Артём Степанов здесь родился и вырос, то его любовь к рыбалке да с ночёвкой – дело само собой разумеющееся. И вот однажды именно на рыбалке подвернулся тот случай, который можно назвать толчком, озарением, намёком, подсказкой. В общем, произошла неслучайная случайность.
Рыбалка в тот день удалась. Уважающий себя рыбак не откажется от такого деликатеса, как уха из только что выловленной рыбы. Костерок разведён, котелок с водой стоит наготове, рыбка вычищена... Хвать, а ложки-то нет. Забыл. Поскрёб Артём в затылке, пожурил себя крепким словом и тут осенило – можно же ложку из дерева вырезать! Нож с собой, а материала – бери сколько хочешь и какого хочешь! С какой радостью руки ощущали мягкую податливость дерева, как плавно снимал нож стружку. Воскресло давно забытое детское ощущение полной погружённости в работу, когда не замечаешь, как течёт время. Пение птиц не отвлекало, а добавляло гармонии к неспешной работе. Ложка получилась на славу.
ИЗ ЛЮБИТЕЛЯ – В ПРОФЕССИОНАЛЫ
Вернувшись домой, Артём засел за изучение темы по Интернету. Глубоко, вдумчиво, вплоть до подготовки инструмента, свойств металлов. Начал сам делать инструменты: стамески, ножи. Кстати, продолжает его изготавливать и сейчас, хотя многое покупает. Так и пошло.
Одну из комнат только что приобретённой в ипотеку квартиры отвели под мастерскую. Изготовление ложек было поставлено на поток, но не простых, не таких, чтобы утилитарно есть, а декоративных, своеобразных, необычных, со своим дизайном. Не ложки, а воплощение художественного замысла, не предмет домашнего обихода, а произведение искусства. Начал выкладывать фотографии в Интернет. Комментарии самого разного толка не заставили себя ждать: как этой ложкой можно есть? Почему ты называешь ложкой предмет, который к ложке никакого отношения не имеет? А он упрямо продолжал работать над деталями, объёмом, пластикой, совершенствовать приёмы обработки древесины, закрепляя навык, приобретая опыт. И по-прежнему считал, что именно оригинальная подача привлечёт внимание к его незабываемым, неповторимым ложкам потенциальных покупателей, Сколько этих ложек было сделано! На изготовление единственного экземпляра уходило несколько недель. Однако кропотливый труд в реальности не приносил дохода. Дёшево продать – себе в убыток, дорого – не возьмут.
Люди, узнав о его увлечении резьбой, стали обращаться с просьбами изготовить небольшие поделки в подарок или в качестве сувенира. Понемногу Артём начал переходить к мини-скульптурам: птицы, звери, посуда.
«В маленькой работе, – говорит Артём, – ты чувствуешь, как это должно быть с той или другой стороны. Одно дело – взять скульптуру двухметровую и сразу махать пилой, вырезая большие куски, и совсем другое – корпеть над небольшим изделием. Не научившись работать с малыми формами, к большим лучше не приступать».
Постепенно увлечение принимало всё больший размах. Комнаты стало явно мало. Артём перенёс мастерскую сначала в гараж, а потом у него появилась возможность оборудовать отдельное большое помещение. Директор предприятия, где работал Степанов, оказался человеком с хорошо развитым художественным вкусом и разрешил заниматься резьбой на базе предприятия без оплаты аренды. Воодушевлённый Артём после официальной работы приходил и потихоньку обустраивал мастерскую.
С этого момента, можно сказать, обычное хобби переросло в профессию. Артём взялся за большие объёмные работы. На первых порах на этом он вообще ничего не зарабатывал. Так что на покупку инструментов и материалов деньги тратились из семейного бюджета. Сейчас резьба по дереву окупает себя, но по-прежнему часть средств, полученных от продажи изделий, уходит обратно в мастерскую.
КАРТИНЫ В ДЕРЕВЕ
Делать работы на заказ – это идти навстречу пожеланиям покупателя. А душа художника – она самовыражения требует. Если вы посетите мастерскую Степанова, то увидите там картины, выполненные в виде барельефов. Артём стал их делать, воплощая в дереве живописные работы знаменитых художников. Сложно сказать, почему он отдал предпочтение работам нидерландских художников, таких как Винсент Ван Гог и Иероним Босх. Скорее всего, Артёма привлекла их манера письма: жёсткая, грубоватая, без лакировки, без прикрас.
Корпусная манера письма, техника а-ля прима как нельзя лучше подходят для воспроизведения резцом. Некрасивость лиц или сюжета привлекли художника, а естественная, правдивая передача мира людей, для которых вся жизнь заключается в постоянном нелёгком труде, как на картине Ван Гога «Едоки картофеля». Сидит семья после тяжёлой работы, у них на столе скудная еда. Они едят картошку. Руки, лица, вся обстановка грубой формы. То, что живописец передавал кистью, мазками, Артём попытался сделать в дереве. Выполненная на щите из липы, выдержанная в размерах оригинала, работа и сейчас доступна для демонстрации.
Иероним Босх в своих картинах предвосхитил такое направление в живописи, как сюрреализм. Как рассказывает сам Артём Олегович:
– У Босха тоже сильная смысловая нагрузка в картинах, детализация, проработка. Эти барельефы, выполненные мной, скорее работы для себя. Меня увлекает сам творческий процесс. Воплощение задуманного через свойства, фактуру дерева, владение инструментом, твой почерк, стиль, видение. Если бы у меня в мастерской были для показа только совы, то это обыденно и привычно, хотя и красиво. А в барельефах я могу показать свой уровень, нетривиальный подход. Нужны именно такие работы, которые характеризуют меня как мастера.
ВОСТРЕБОВАННОСТЬ
Сейчас Артём Степанов признанный в районе мастер резьбы по дереву. Увлечение переросло в бизнес. Он стал индивидуальным предпринимателем и выполняет серьёзные заказы.
Но к предпринимательству его подтолкнули очень сложные обстоятельства. Финская лесопромышленная компания ушла с российского рынка, и ООО «Мется Форест Подпорожье» приказало долго жить.
Так в августе прошлого года Артём остался без работы. Тогда Артём Олегович принял решение арендовать помещение на территории предприятия и оформить ИП. Получив от государства помощь, субсидию на предпринимательскую деятельность, он купил необходимое оборудование, инструмент, прицеп и кран-манипулятор. Теперь он в любое время сам может подъехать, забрать нужное бревно и отвезти заказчику работу. Ровно год Артём работал только как индивидуальный предприниматель. В общем, год выдался тяжёлый.
Поначалу Артём Олегович не имел определённого количества заказов, определённого денежного оборота. А для такой работы нужен оборот. Надо покупать постоянно материалы, инструмент имеет свойство выходить из строя. Одно дело работать на предприятии, получать конкретную сумму денег в назначенный день и всё приносить в семью. Другое дело, когда ты работаешь на себя, получаешь эти же деньги, но половину обязательно отнесёшь в мастерскую. Не отнесёшь – мастерская встанет, работать не сможешь.
В середине 2024 года чёрная полоса закончилась. Сейчас Артём работает руководителем транспортного участка в ООО «Харитоново лес» (предприятии, которое пришло на смену «Мется Форест Подпорожье») и плюс в свободное от основной работы время занимается резьбой. Заказов много и большинство из них большие, объёмные.
Теперь он применяет пилы, разные по мощности и назначению, много электроинструмента, но по-прежнему предпочитает использовать ручной. Его работы, как мы уже говорили, установлены в городском парке в Подпорожье, поклонный крест при въезде в город тоже изготовлен его руками. В праздничный день открытия обновлённого парка состоялась ярмарка, где гостям и жителям района были представлены художественные произведения из древесины Артёма Степанова.
Для его изделий характерен минимум шлифовки. Мастер старается сохранять естественную фактуру дерева. Всю работу, которую можно сделать наждачной машинкой, Артём делает стамесками, оставляя следы резьбы. Это усиливает впечатление от скульптуры, барельефа и других объектов творчества. Скульптура, которую он максимально делает бензопилой, обрабатывается по кругу стамеской, чтобы довести форму до совершенства, что-то поправить, какую-то складку выделить и подать красоту текстуры дерева.
Прежде чем приступить непосредственно к резьбе, приходится выполнять много предварительной, подготовительной работы, пересмотреть множество фото, рисунков. Постепенно в голове складывается образ. Движение резца задаётся само по себе.
Сложно описать творческий процесс, как рождается замысел в голове художника. Допустим, заказчик хочет что-то конкретное сделать, называет объект. Артём готовит эскиз согласно пожеланиям.
– Но всё равно, – говорит он, – изделие по завершению как-то будет отличаться от первоначального образа. Дерево есть дерево. Это не пластилин, обратно не прилепишь. Но хотя прилепляю. Потому что объёма древесины при выполнении больших форм не хватает и приходится использовать составные части. Бывает, что некоторые работы доходят до максимального количества склеек.
Работаю, в основном, с осиной, по той простой причине, что её у нас полно. Покупаю на пилорамах. Договариваюсь и мне откладывают толстые брёвнышки. Какие-то заказы, как поклонный крест, делаю из лиственницы. В последний год резьба для меня уже не хобби. Любительское увлечение переросло в профессию. Когда занимаешься каким-то делом, зарабатываешь деньги, то это уже не ремесло, не хобби, не любительский интерес, а профессиональный подход.
ЕСЛИ БЫ НЕ ЮЛЯ...
Жизнь человека не исчерпывается только работой. Да и работа, пусть даже любимая, без семьи, близких людей, теряет смысл, мотивацию, как говорят психологи.
У Артёма мотивация будь здоров! Юленька, сыновья Илья и Семён, а в этом году родилась долгожданная дочка Ульяна. Насколько дружна эта семья, как они умеют радоваться жизни, несмотря ни на что, говорит тот факт, что в год ожидания малышки положение в семье вряд ли можно было назвать стабильным.
Артём вспоминает:
– Как раз было время, когда закрылся «Мется Форест». Юля в положении, я без работы, предстоит раскрутить новое дело без серьёзного знания и опыта. Когда ты работаешь штатно на предприятии, то понимаешь, что у тебя, допустим, пятнадцатого числа придёт зарплата, и ты делаешь какой-то заказик не особо напрягаясь. Другое дело, когда у тебя ещё есть кредит, и пятнадцатого числа зарплаты не будет. Надо сделать что-то, что можно продать. А если у тебя заказов нет, то нужно как-то заинтересовать людей. Это достаточно сложно. Хорошо, что пошли заказы для парка, для города. Это поддерживало, но всё равно, момент для семьи был очень напряжённый.
Однако мы не сомневались: раз суждено родить третьего ребёнка – значит, будет третий.
Как бы ни было сложно Юле: сварить, покормить, постирать, её больше всего удручают не домашние хлопоты, а то, что Артём по горло загружен работой и дома бывает мало.
– Тёма сейчас постоянно на работе, – рассказывает она, – то есть он с одной работы сразу идёт на свою вторую работу. Может прийти в час ночи, в три, может под утро. Мы спим уже. Уходит – мы спим, приходит – спим. Но обед мы обязательно проводим вместе. Сейчас, конечно, немного тяжеловато, поскольку Тёма совмещает работу официальную и делает заказы. Но у меня даже в мыслях никогда не было сказать, чтобы бросал уже эту свою резьбу.
В дела мужа жена вроде особо не вмешивается, нос не суёт, но работу Артёма может сразу отличить среди множества подобных, считает, что ему присущ свой особый стиль, свой почерк.
Юля – женщина для семьи, она никогда не гналась за карьерой, не мечтала покорять какие-то вершины. Ей достаточно, чтобы рядом был Тёма. Сразу после школы она получила в Петрозаводске профессию парикмахера, по приезду устроилась в «Шарм», где и работала до второго декрета. Сыновья подрастали, и в один прекрасный день Юля поняла, что хочет на работу, иначе от домашней рутины сойдёт с ума. Но возвращаться в парикмахерскую желания не было. Неосознанно тянуло к чему-то прекрасному, связанному с искусством. По объявлению пошла в магазин цветов «Кроличья нора» флористом. Это было то, что надо. Юле очень понравилось. Девочки в магазине приняли замечательно, помогли, обучили. Да и сама в Интернете знаний набиралась. Так и работала до третьего декрета.
Мальчишки растут. Старшему Илье уже шестнадцать лет, Сёме – одиннадцать. Оба учатся в школе. Отличительная черта в системе воспитания в семье Степановых – самостоятельность. Видимо, это идёт из детства Артёма и Юли, которые всего в жизни добивались сами, всегда рассчитывали только на себя.
Сыновья сами делают уроки, никто с ними не сидит, не напоминает, не подгоняет. Родители считают, что учёба – их ответственность. Если нужна помощь, то, конечно, помогут, подскажут.
Ребята сами ещё не поняли, чем хотят заниматься, что их влечёт. Илья не может определиться куда поступать, поэтому решил пойти в десятый класс. Он с детства такой «неопределённый»: то на футбол ходил, то на карате, то в художественную школу. Но интерес угасал довольно быстро.
Младший сын, хотя и ходит в художественную школу, но, наверное, как папа не будет, нет у него такой усидчивости.
Дома дети маме помогают, могут и посуду помыть, и бельё развесить. Но строго закреплённых обязанностей нет. Юля и Артём считают, что детство должно быть детством. Оно один раз. Пусть наслаждаются жизнью, свободой, тем более сейчас, в наше такое сложное время.
То, что у них будет дочь, стало полной неожиданностью для Юли и Артёма. Они изначально не планировали троих детей. Юля всегда думала, что будет двое. Первого планировала мальчика, а второй уже хотелось дочку. Но родился Семён. Ну, Семён, так Семён. Два сына – тоже хорошо. На этом решили ограничиться. И когда через десять лет им сказали: «У вас будет девочка», они восприняли это известие, как дар небес. Трое детей – это не так уж и тяжело, считают Степановы.
Оба уверены, что в их семье царит гармония.
– У нас с Тёмой баланс, мы дополняем друг друга, – делится Юля. – Вот он говорит, что я терпеливая. А он в свою очередь спокойный, без криков, всё сглаживает. Я, бывает, выйду из себя, а Тёма – нет.
Он на все руки мастер в семье. Всегда поможет, ни в чём не откажет. И на работе он такой же.
Прошли годы. У Юли и Артёма Степановых уже трое детей. Отца семейства ценят и уважают на предприятии. Кроме того, благодаря своему трудолюбию, таланту и поддержке любящей и мудрой жены он стал известным в районе мастером резьбы по дереву. На жизнь свою муж и жена смотрят философски: бывают трудные времена, но не бывает плохих.
Все фото смотрите в альбоме .
Вера КЕМПИ
Фото из архива семьи Степановых